Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

Шаг назад ради движения вперед

О мышлении «засучи рукава» и «лесной» педагогике
4 Августа 2021
Шаг назад ради движения вперед

Природа – лучший учитель, уверена доктор философии, куратор культурных проектов в России и Германии, член сообщества P50 Анна Вольф. В ходе третьего Summer Peace Summit, посвященного вопросам экологии, она рассказала о том, как с помощью «лесной» педагогики воспитать у подрастающего поколения навык мышления «засучи рукава». И хотя тема дошкольного образования не входит в число профессиональных компетенций эксперта, это область, в которой Анна Вольф имеет большой личный опыт.

Wolf_0T.jpg Анна Вольф
доктор философии, куратор культурных проектов, экономист, аналитик, помощник бывшего председателя парламента Германии доктора Вольфганга Тирзе

Анна Вольф начала свое выступление с истории о том, как несколько лет назад смотрела TED talk с американской писательницей Джули Литкотт-Хеймс. Женщина делилась советами по воспитанию успешных детей. Когда-то Джули работала деканом в Стэнфордском университете и в процессе своей деятельности заметила, что многие родители были слишком зациклены на оценках и наградах своего ребенка. Однако, подчеркивала писательница, успехи в учебе не всегда являются гарантией успешного будущего человека.

Согласно исследованиям профессиональный успех в жизни – это результат не только хороших оценок и счастливого детства, но и правильного мышления.

Wolf_02.jpg

Для обеспечения жизненного и профессионального успеха в будущем необходимо с ранних лет воспитывать в подрастающем поколении понимание того, что порой человеку приходится выполнять неприятную, непростую, но важную для развития работу. Такое мышление можно назвать «засучи рукава». Его ярко и понятно описывает позиция: «Есть неприятная работа, кому-то придется ее делать, и это вполне могу быть я».

Анну Вольф очень заинтересовала подобная мысль. Рассуждая об этом, эксперт задалась вопросом, как можно вывести ребенка из зоны комфорта, научить его мышлению «засучи рукава» и в то же время не превратиться в «родителя-надзирателя». Эксперт пришла к выводу, что лучшим тренером в таком вопросе может стать сама природа.

Wolf_03.jpg

Интересно, что в России и во многих других странах мира «детские сады» имеют схожие названия. Их концепция заключается в том, что ребенка можно вырастить, подобно цветку.

В Германии, где сейчас живет Анна Вольф, понятие kindergarten ввел Фридрих Фребель в конце XVIII века. Детский сад в буквальном смысле считался садом, местом природы, где дети получали свой первый жизненный опыт. Со временем термин прижился во многих языках. В Германии же до сих пор воспитателей называют «детскими садовниками» – child-gardeners.

Wolf_04.jpg

Вместе с тем, несмотря на то что современные дошкольные образовательные учреждения сохранили свое символичное название, сегодня они мало похожи на сад – как по своему оснащению, так и по методам воспитания. Фактически они оказались никак не связанными с природой.

Пять лет назад Анна Вольф встретилась с группой родителей, которые, как и она, поддерживали идею воспитания детей в «естественных» условиях. Вместе они основали «лесной» детский сад, воспитателем в котором была сама природа. Игровая площадка представляла собой обычную поляну. Обустроить ее детям предстояло самостоятельно, в буквальном смысле засучив рукава.

Wolf_05.jpg

Дети своими руками делали качели, шалаши и на практике учились тому, что готовых решений не существует: если нужна игрушка, то ее надо создать.

Опыт был очень разным, в том числе и не самым приятным. Однажды кошка принесла к поляне мертвую мышь. Дети выкопали для нее могилку и поставили сделанный из подручных материалов крест. Ситуация способствовала развитию у ребят чувства сопереживания, а главное – показала, что грустные моменты тоже являются важной частью жизненного опыта.

Wolf_06.jpg

Дождливые дни и холодная температура помогли детям научиться ценить дом и комфорт, не принимать любые блага как нечто должное.

«Природа – это великий учитель, который воспитывал человечество на протяжении тысячелетий», – отметила Анна Вольф.

Современный мир развивается с невероятной скоростью. Новые технологии предоставляют много уникальных возможностей для людей. Однако нередко именно они отдаляют человека от природы.

Wolf_07.jpg

Анна Вольф выразила точку зрения о том, что порой важно сделать шаг назад, для того чтобы пойти вперед – повернуться в сторону природы и позволить ей научить детей тем навыкам, которые пригодятся им для противостояния вызовам нового времени. И, конечно, большая ответственность в этом деле лежит именно на взрослых. Им необходимо менять собственное мышление, ведь дети, как правило, следуют не советам, а живым примерам, которые видят перед своими глазами.

Виктория Гусакова,

информационное агентство Global Women Media


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG