Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

CODDY: программирование для детей

О языке будущего и развитии IT-пространства
17 Марта 2021
CODDY: программирование для детей

Несколько лет назад Оксана Селендеева, задумав открыть школу программирования для детей, начинала с нуля. IT-направление в России тогда было не так популярно, поэтому найти партнеров, хороших преподавателей и доступную информацию по теме было достаточно сложно. Сегодня СODDY представляет собой сеть школ в 16 странах мира, в том числе в Европе и Америке. А сама Оксана убеждена, что учиться программированию не только интересно, но и достаточно просто.

CODDY_0T.jpg Оксана Селендеева
основатель и CEO международной школы программирования детей CODDY

Программа обучения CODDY рассчитана на детей от 4 до 18 лет. При этом занятия проходят как онлайн, так и в офлайн-режиме – в компьютерных классах и на базе крупных технологических компаний. Партнерами школы сегодня являются GlowByte Consulting, SAP, «Эвотор», Acer, КРОК, Qiwi, Rambler Group, «Сбербанк Технологии», ФИНАМ, AWG, «Альфа-Страхование», Colvir Software Solutions, «М.Видео», «Эльдорадо» и другие именитые бренды из сферы информационных технологий.

CODDY_02.jpg

Языки программирования – это языки будущего, которые способны открыть перед человеком много новых перспектив и возможностей. Наравне с другими языками их можно начинать учить с раннего возраста, считает Оксана Селендеева. Развивая проект CODDY, она стремится внести вклад не только в создание благоприятных условий для формирования высококвалифицированных специалистов, но и в развитие экологичной атмосферы в IT-пространстве, набирающем популярность с каждым днем.

CODDY_03.jpg

– Оксана, в этом году Ваша школа отмечает свой первый юбилей. За эти годы проект получил серьезный рост, а помните ли Вы, как всё начиналось?

– Всю свою сознательную жизнь я работала в корпоративной среде, начинала с азов и постепенно доросла до руководителя отдела маркетинга «Сбербанка» по Москве. Решение создать школу программирования для детей было неожиданным даже для меня самой. Идея, конечно, не родилась из воздуха. Она стала следствием многих событий в моей жизни.

Если бы мне кто-то 6–7 лет назад сказал, что в будущем я создам школу программирования, то я бы рассмеялась: где я и где программирование? Сейчас для меня это данность. Я очень люблю то, чем занимаюсь.

CODDY_04.jpg

До создания школы у меня было несколько других идей для стартапов. В то время я больше опиралась на разум, а не на сердце, думала не о том, что близко мне, а о том, какая ниша может оказаться наиболее перспективной. Часто советовалась со своей знакомой, живущей за рубежом. Она имела большой опыт в предпринимательстве, поэтому задавала мне много вопросов о целевой аудитории, финансовых моделях, емкости рынка. У меня не всегда находились ответы, поэтому приходилось искать информацию и получать новые для меня знания. Словом, до реализации стартапов тогда так и не дошло. Однако желание открыть собственное дело становилось всё более очевидным.

Еще одним важным этапом моего профессионального становления оказалась поездка в США. Меня впечатлила частная школа в Сан-Франциско, где наравне с традиционными дисциплинами учащиеся имели возможность выбрать занятия по современным направлениям, таким как дизайн, программирование и многое другое. Мне показалось это отличной идеей: уже в юном возрасте дети могли попробовать себя в разных сферах, понять, что им близко и интересно. Это значительно упрощало им выбор профессии в будущем и минимизировало вероятность пойти не по своему пути.

CODDY_05.jpg

Позже вместе с единомышленницей мы создали компанию MICE по организации мероприятий в России и за рубежом. Мы обе имели достаточно практики и экспертных знаний, поэтому дела шли очень успешно. Однако я чувствовала, что в этой области для меня нет никаких вызовов, и от этого становилось скучно и неинтересно. Я отошла от дел, оставив бизнес партнеру.

Компания до сих пор успешно развивается, и мы часто сотрудничаем при организации мероприятий в рамках школы программирования.

CODDY_06.jpg

Постепенно опыт, впечатления и знания создали синергетический эффект. Идея открытия школы пришла внезапно. Когда мы разрабатывали сайт для компании по организации мероприятий, наш подрядчик рассказал мне историю об одном российском программисте, который успешно работал в США, но вернулся на год в свою родную глубинку и стал обучать детей программированию.

Сначала я подумала, что программирование – это слишком сложно и неинтересно для детей. Однако потом узнала, что как минимум двое учеников этого программиста добились больших успехов. И это очень вдохновило меня. Я поняла, чем хочу заниматься.

CODDY_07.jpg

Оказалось, программирование – это не только увлекательно, но и перспективно: в большинстве стран разработчики получают достаточно высокие зарплаты и очень востребованы на рынке труда. Тогда мне захотелось создать в России базу для подготовки хороших специалистов в этой области, показать детям, насколько интересна информационно-технологическая сфера. Эта мысль не давала мне покоя, я чувствовала, что это именно та идея, которая действительно тронула мое сердце.

Изначально для осуществления замысла я планировала привлечь спонсоров. Однако в 2015 г. на российском IT-рынке развивалось не так много крупных компаний, к тому же они не были готовы поддержать мою идею финансово. Они не понимали, зачем детям изучать программирование.

CODDY_08.jpg

Сейчас я удивляюсь тому, насколько смело и решительно искала пути достижения цели. Я писала письма незнакомым людям – топ-менеджерам и главам компаний, рассказывала им о своей идее и предлагала принять участие в ее реализации. Наконец, мне ответил один из моих знакомых, управляющий директор крупной организации. Он оценил идею, но объяснил, что у проекта есть только один шанс выжить – выйти на самоокупаемость.

Мне предстояло создать коммерческую школу без финансовой поддержки, сделав ее при этом доступной для всех. Главная проблема была связана с высокой платой за аренду помещений в Москве. Взять на себя эти расходы значило, что нам неминуемо пришлось бы завышать стоимость занятий.

CODDY_13.jpg

Мне в голову пришла идея: выстраивать партнерские отношения с IT-компаниями, которые могли бы помогать не деньгами, а предоставлять нам в пользование свободные переговорные комнаты в выходные дни.

Другая сложность создания школы программирования заключалась в том, что я сама совершенно не разбиралась в IT-сфере. Мне пришлось приложить много усилий и потратить большое количество времени, чтобы найти и изучить нужную информацию. Я штудировала всевозможные электронные словари, осваивала профессиональные термины и сленг, пыталась разобраться, какие языки программирования существуют и какие из них будут доступны именно детям. В то время в России не существовало известных аналогов того проекта, который я планировала реализовать. Поэтому я изучала опыт иностранных компаний.

CODDY_10.jpg

19 марта 2016 г. мы запустили первые площадки CODDY, расположенные на базе двух крупных технологических компаний (IBS и Actis Wunderman). Тогда у нас было всего три преподавателя и небольшие учебные группы. Сейчас у нас десятки тысячи учеников, большой штат талантливых и высокопрофессиональных педагогов, а до начала пандемии только в Москве работало более 45 офлайн-площадок.

– Как проходят занятия? И какие дисциплины дети изучают?

– Как и в обычной школе, у нас есть расписание. Время индивидуальных занятий ученик и педагог выбирают на свое усмотрение, а групповые встречи проходят раз в неделю по два часа или два раза по часу. В выходные дни мы традиционно занимаемся в офисах наших партнеров – крупных технологических компаний, кроме того, ведем очные занятия в общеобразовательных школах, детских центрах и на арендованных площадках.

CODDY_11.jpg

Сегодня у нас есть несколько ключевых направлений, по которым мы проводим обучение: 1) программирование (создание игр, сайтов, приложений, олимпиадное программирование); 2) цифровой дизайн; 3) кибербезопасность; 4) soft skills.

Для нас важно не только дать подрастающему поколению основные профессиональные знания и увлечь программированием, но и научить ребят правильно мыслить, преподносить себя, выстраивать коммуникацию с представителями самых разных профессий. Всё это непременно пригодится им в будущем независимо от того, какую сферу деятельности они для себя выберут.

CODDY_12.jpg

В ходе обучения ребята реализуют конкретные проекты. Когда они видят результат своего труда, в них растет уверенность в себе, появляются интерес к выбранной сфере, желание и мотивация к дальнейшему развитию. Здорово, что часть наших учеников связывают свой профессиональный путь с программированием. Впоследствии некоторые из них запускают стартапы, а кто-то поступает в технические вузы.

– Какую роль для Вашей школы сегодня играет сотрудничество с технологическими компаниями?

– Мы уже переросли тот этап, когда сотрудничество ограничивалось только предоставлением рабочих пространств. Хотя этот момент тоже очень важен, так как погружение в среду IT-компании позволяет нашим ученикам взглянуть на технологический мир изнутри, понять, где в будущем они смогут работать, если выберут для себя сферу программирования.

CODDY_09.jpg

Совместные занятия нашей школы с IT-компаниями – это возможность выстроить эффективную коммуникацию между работодателями и потенциальными программистами.

Сегодня мы тесно сотрудничаем с компанией «Эвотор», специализирующейся на кассовом оборудовании и смарт-терминалах, ведем курсы вместе с Google и факультетом вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М.В. Ломоносова. Защита проектов учащихся проходит перед членами жюри – представителями этих и многих других известных организаций.

CODDY_14.jpg

Много инициатив мы реализуем в партнерстве с Acer. В рамках одного из конкурсов, в котором участвовали дети-сироты, компания подарила победителям мощные ноутбуки, на которых ребята смогли продолжить развиваться в программировании. И подобных примеров сотрудничества очень много. Мы счастливы, что у нас есть возможность реализовывать подобные проекты, открывающие перед детьми ценные перспективы и новые горизонты.

Часть партнерских проектов направлены на поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья и воспитанников детских домов. Эти ребята могут учиться в нашей школе на бесплатной основе.

CODDY_15.jpg

Мне особенно приятно, что многие наши партнеры реализуют подобные социальные инициативы не ради рекламы и формирования собственного имиджа. Для них важно внести свой вклад во «взращивание» нового поколения специалистов, развитие правильного мышления и жизненных принципов у молодых программистов. Так совместными усилиями мы постепенно не только выводим российскую IT-сферу на новый качественный уровень, но и формируем здоровую профессиональную среду.

– Кажется, что программирование – это очень сложно. Насколько тяжело было Вам погружаться в новую для Вас сферу? И как Вашей команде удается увлечь программированием детей?

– Сейчас я уже точно могу сказать, что программированию можно обучить человека абсолютно любого сознательного возраста. Это совсем не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Главное, как и в любом деле, не пытаться заучить правила наизусть, а понять логику происходящих процессов.

CODDY_17.jpg

Языки программирования похожи на все другие языки. Когда мы что-то пишем, в основу текста закладывается синтаксис. У каждого языка он разный. Это касается и программирования. Кроме того, в любом языке есть набор слов и словосочетаний, но они обретают конкретный смысл только в том случае, если стоят в определенном порядке. Так и в программировании – важно соблюдать алгоритмы и понимать, какой элемент за каким должен следовать.

Первый шаг на пути изучения программирования – выбор конкретного языка. Если человек потратит немного времени и разберется в его логике, то уже очень скоро он сможет на нем «общаться» в цифровой среде.

CODDY_18.jpg

Интересно, что разница в работе опытного и начинающего программистов заключается в количестве строк кода. Одну и ту же задачу можно решить разными способами, как и любую мысль можно описать длинными или лаконичными фразами. Короткий код, состоящий из нескольких строк, говорит об опытности программиста. Почему это так важно? Дело в том, что если один специалист передаст работу над проектом другому, то новому программисту будет проще разобраться с коротким кодом и внести в него свои правки. Однако это не значит, что длинный код будет неправильным, просто он потребует от специалиста большего внимания.

В целом я считаю, что самые полезные качества для программистов – это логика, усидчивость и умение концентрироваться. И хотя мышление мужчин и женщин различается, каждый имеет совершенно одинаковые возможности для реализации потенциала в IT-сфере. Например, среди наших педагогов больше мужчин, а в офисе – женщин.

CODDY_19.jpg

– Как Вы подбираете преподавателей для школы?

– У нас достаточно сложный и строгий отбор педагогических кадров: каждый из будущих преподавателей проходит тщательную проверку как на профессиональные, так и на личные качества. В собеседованиях принимают участие HR-менеджер, HR-директор, программные директора, опытные преподаватели и я сама. На первом этапе нам важно узнать жизненные принципы и ценности кандидата, так как впоследствии ему предстоит работать с детьми. Второй шаг – тестирование, позволяющее оценить профессиональные навыки программиста. Мы предлагаем специалисту решить три задачи разной сложности и отмечаем, как он повел себя в тех или иных ситуациях. Если эти два этапа пройдены успешно, то наш будущий преподаватель отправляется на обучение, где подробнее узнает о принципах, ценностях и правилах школы CODDY. Также у нас есть HR-портал, где размещены подробные памятки и инструкции по внутренним процессам – вся информация, которая может пригодиться преподавателю.

CODDY_20.jpg

Следующий шаг – пробный урок. Преподаватель проводит бесплатное занятие для одного из наших учеников. И это тот самый случай, когда непредвзятую оценку учителю дает сам ребенок. Ученик отмечает, насколько преподаватель смог увлечь его предметом, понятно ли доносил информацию, а также оценивает ряд других показателей.

Если специалист успешно проходит и это «испытание», то мы принимаем его в команду и он начинает работать в школе под руководством опытного ментора. Наставник «ведет» педагога первые два месяца, помогая ему стать частью большого коллектива.

CODDY_21.jpg

Нам всегда хотелось не просто делиться знаниями, а выстраивать эффективную коммуникацию между учителями и учениками, направленную на конкретный результат. И личность педагога в этом процессе очень важна.

В 2016 г. я создавала школу одна, сегодня у нас уже сформировалась огромная команда единомышленников в разных городах и странах. Все они – не просто профессионалы своего дела, но и сильные личности, люди, обладающие лучшими человеческими качествами.

CODDY_22.jpg

Вместе с тем я бы сказала, что наша основная команда не так велика, как может показаться на первый взгляд. В головном офисе компании работает 21 человек. И это позволяет сравнивать нашу систему с механизмом «ручной сборки», где очень важны каждый участник и индивидуальный подход.

– То, что Вы делаете, требует огромного запаса сил и энергии. Небольшой командой Вам удается реализовывать масштабный международный проект. Как руководитель, посвятившая всю себя этому делу, откуда Вы черпаете силы и вдохновение?

– Всё очень просто: сон, гимнастика, правильное питание. Не зря говорят, что в здоровом теле – здоровый дух.

Что касается эмоционального заряда, то меня очень воодушевляют общение с разными людьми, обмен знаниями и мнениями. При этом для меня огромное удовольствие – не только получать что-то ценное от окружающих, но и отдавать. Мне нравится быть нужной и полезной – это те ощущения, которые дают невероятный заряд энергии.

CODDY_23.jpg

– Что бы Вы пожелали женщинам всего мира?

– Недавно я создавала в цифровом редакторе открытку, на которой была изображена девушка, окруженная разными планетами. Задумка заключалась в том, чтобы показать, что именно женские хрупкие руки держат баланс во всем мире, гармонизируя пространство.

Женщине, как и любому человеку, важно быть любимой и нужной. Здесь хорошо подходит слово «самореализация». Оно означает не только раскрытие потенциала, но и любовь – к себе и миру и, конечно, любовь мира к тебе.

CODDY_16.jpg

Меня вдохновляют женщины со всеми их оттенками настроения, с их сложными характерами. В этом заключены их уникальность, загадочность. Женщины обладают мощнейшей силой и огромным потенциалом. Однако многие из нас сами не замечают этого.

Мне бы хотелось, чтобы женщины всего мира расправили плечи, почувствовали уверенность в себе и обязательно стали счастливыми. Тогда счастливее станут и все остальные, ведь всю свою любовь и тепло женщины никогда не оставляют только себе, они одаривают ими своих близких и всех окружающих. 

Марина Волынкина, Виктория Ежова,

информационное агентство Global Women Media


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2020 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2020 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG