Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

Лучшее образование для лучшего будущего

Интервью с основателем «Юрайт» Надеждой Рыбкиной
12 Февраля 2021
Лучшее образование для лучшего будущего

Сегодня «Юрайт» является одной из крупнейших образовательных платформ для преподавателей в России. На ее базе проходят форумы, онлайн-конференции и курсы повышения квалификации, проводятся исследования и публикуется большое количество специализированных материалов, учебников и методических пособий. И всё же главная особенность проекта состоит не столько в его масштабности, сколько в его человечности и душевности, ориентированности на вечные ценности – качество воспитания и образования подрастающего поколения.

Юрайт_0T.jpg Надежда Рыбкина
генеральный директор образовательной платформы «Юрайт»

Душой и сердцем проекта является его основатель Надежда Рыбкина. Это удивительная женщина, которая обладает не только серьезным профессиональным и экспертным опытом, но и чутким, глубинным пониманием ситуации. Сегодня она ставит перед собой и своей командой амбициозную задачу – повысить уровень образования в стране, укрепив роль преподавателя в процессе развития общества и мира в целом.

– Надежда, с чего началась история проекта «Юрайт»? Как родилась идея создать образовательную платформу?

– Всё началось, когда я была еще студенткой физфака МГУ им. М.В. Ломоносова. В то время, если говорить честно, главным моим мотивом при создании «Юрайт» было заработать денег на жизнь и «укрепиться» в Москве. Я выросла на Камчатке в многодетной семье, и, когда я уезжала на учебу в столицу, мама сказала мне, что назад возвращаться уже нельзя. Тогда мне было очень тяжело слышать такие слова, но сейчас я понимаю, что именно благодаря им я смогла многого добиться.

Держа в голове мамину фразу, я понимала, что мне недостаточно быть хорошей студенткой и получать отличные оценки, мне нужно научиться зарабатывать и реализовывать себя – найти дело, которое будет интересным и перспективным. Тогда многие студенты подрабатывали на книжных точках возле метро, и я тоже решила попробовать. Однако мне было неинтересно просто продавать. Я всегда стремилась найти возможность сделать больше и лучше. Моя идейность была оценена руководством, и очень скоро меня пригласили работать в более комфортных условиях – в главном здании университета, а позже отправили на большую площадку в «Олимпийском» для оптовой продажи юридической литературы.

Юрайт_03.jpg

Я много общалась с покупателями, которые приезжали из разных регионов. Оказалось, что многих интересуют узкопрофильные книги, которых нет на наших прилавках. Будучи студенткой физфака, я стала углубляться в юридическую тему, начала ходить по издательствам и на собственную зарплату покупать требующуюся литературу для перепродажи. Со временем у меня появился личный стационарный телефон, что для жизни в общежитии считалось невероятной роскошью. Покупатели начали звонить мне напрямую. По ночам я обрабатывала заказы, утром собирала книги, а вечером ходила на пары в университет.

Стало очевидно, что государственные издательства не могли полноценно удовлетворить запрос на учебную литературу по праву, экономике, менеджменту. А мне казалось очень важным и интересным развивать эту нишу.

Через год мы с другом арендовали офис и официально зарегистрировали фирму под названием «Юрайт». Это имя компании сохранилось по сей день, несмотря на серьезную трансформацию проекта. Интересно, что родилось оно очень быстро и просто, но с каждым днем, даже спустя столько лет, нравится мне всё больше. Дело было так: мы ехали подавать документы на регистрацию организации, еще не имея идеи названия. Мы решили, что пока будем подниматься из метро на эскалаторе, придумаем несколько вариантов, а на выходе в город выберем лучший из них. Так родилось название «Юрайт».

Юрайт_01.jpg

До сих пор многие люди ассоциируют наше название исключительно с издательством юридической литературы. Однако это было лишь началом, отправной точкой проекта. Я бы сказала, что уже тогда мы начинали работать над повышением уровня образования, но только с точки зрения восполнения пробелов в специализированной литературной нише. Хотя, конечно, на тот период времени, в юности, мы еще не ставили себе грандиозных планов, наполненных глубокими смыслами.

Не могу сказать, что в 20 лет я осознанно решила посвятить свою жизнь образованию. Думаю, мне просто посчастливилось оказаться в правильной среде.

– Какие ценности были заложены в основу Вашего дела?

– Мой друг и компаньон, с которым мы начинали это дело, часто задавал мне вопросы, за которые я ему очень благодарна. Он заставлял меня задумываться о том, зачем я трачу столько сил и времени на то, что я делаю.

 01.jpg

Я уже тогда понимала, что не просто зарабатываю деньги, а развиваюсь сама, помогаю другим, повышая уровень доступности знаний в регионах.

Мне нравились люди, с которыми мы работали, нравилась свобода предпринимательства. К тому же для меня было ценно, что я могла предложить работу своим друзьям-студентам, вместе с ними реализовывать интересные идеи. Дело развивалось, но, конечно, были и переломные моменты – не хотелось ограничиваться деятельностью «купи-продай».

Меня одолевало много сомнений, пока я не осознала, что все же именно «Юрайт» является делом моей жизни, нужно лишь углубить, трансформировать проект в образовательную платформу.

Сегодня в центре концепции «Юрайт» стоят в первую очередь преподаватели. Это люди, на которых, как мне кажется, обращают незаслуженно мало внимания и общество, и студенты, и чиновники. Пожалуй, в образовательном процессе это один из самых незащищенных сегментов. Между тем во многом именно от преподавателей зависит, какой будет наша страна в будущем.

Через нашу образовательную платформу мы стремимся оказать поддержку тем, кто направляет все свои силы и энергию на качественное воспитание и образование молодежи. Одним из самых актуальных и масштабных форматов взаимодействия для нас стали форумы – Школы преподавателей, которые мы проводим два раза в год: летом и зимой.

 02.jpg

– Этой зимой прошла восьмая Школа преподавателя. В чем состояла уникальность встречи?

– Когда я осенью начала думать о концепции предстоящего события, то понимала, что нам нужно сделать нечто такое, что отличало бы восьмую Школу преподавателя от всех предыдущих. Проанализировав массу онлайн-мероприятий, проходивших летом, я заметила упоминание одного недостатка – нехватки живого общения. Тогда я решила доказать, что это возможно осуществить даже в формате онлайн.

И хотя ученые признают, что, несмотря на невероятную мощь нашего мозга, нам гораздо сложнее представлять собеседника «в объеме», наблюдая его через экран, цифровизация дарит огромные возможности.

Онлайн-формат позволяет нам объединить большое количество людей для обмена мыслями и эмоциями, и этот процесс можно сделать живым, заложив в него искренность и открытость.

Мы поставили перед собой задачу сделать зимнюю Школу школой живого общения. Мы затронули самые волнительные и животрепещущие для преподавателей темы, дав участникам возможность выговориться о наболевшем не только в рамках онлайн-сессий, но и в «кулуарах», общение в которых не записывалось. Одна из самых популярных тем была связана с эмоциональным выгоранием.

Еще одним новаторством зимней встречи стало международное сотрудничество. Мы пригласили к участию зарубежных экспертов. На мой взгляд, такой межкультурный обмен очень важен. Мы многому можем научиться друг у друга, а главное – расширить собственные границы восприятия.

Этой зимой за трансляцией онлайн-школы следили 2000 человек – это серьезная цифра.

Нам приятно осознавать, что с каждым разом мы всё больше приближаемся к своей цели – стать площадкой для открытого, честного общения всех участников образовательной среды.

 03.jpg

– Вы работаете исключительно с преподавателями и руководителями учебных учреждений?

– На наших форумах мы стремимся объединять не только преподавателей, но также руководителей, чиновников из сферы образования, экспертов и представителей всех структур, имеющих отношение к высшему и среднему профессиональному образованию. Причем если еще несколько лет назад мы делали акцент на вузах, то сегодня граница между высшими учебными заведениями и колледжами стирается. Существует целый ряд средних профессиональных учреждений, которые восхищают качеством своего образования и уровнем преподавательского состава.

Иногда меня спрашивают о том, почему мы не работаем со студентами. Отчасти – работаем, но в основном делаем это через преподавателей.

Если говорить о прямом взаимодействии, то в рамках зимней Школы в этом году мы впервые провели эксперимент и пригласили к участию в обсуждении не только преподавателей, но и молодежь. На протяжении всей недели мы ежедневно выделяли час для специальной студенческой площадки.

Образовательный процесс должен строиться на диалоге, поэтому так важно слушать и слышать голоса обеих сторон.

Вместе с тем у меня есть свое мнение по поводу влияния тех или иных ролевых моделей на молодежь. Мне кажется, что опыт таких людей, как я или мои коллеги, не может полноценно быть применим к жизни подрастающего поколения. В свое время я и сама активно следила за деятельностью разных лидеров, впитывала их знания и советы. Однако я понимала, что лично для меня их путь не подходит. В тех ситуациях, через которые они прошли, я, вероятнее всего, никогда не окажусь.

Такое общение полезно в том случае, если мы испытываем искренний интерес к этим личностям, любопытство, которое позволяет нам получить заряд вдохновения и энергии для решения своих, индивидуальных задач.

– На Ваш взгляд, какова сегодня роль женщин и девушек в науке и образовании?

– Эта тема мне очень интересна, хотя я не слишком углублялась в ее изучение в рамках своей профессиональной деятельности. Точно могу сказать, что я «за» женское влияние и его развитие, но против борьбы и противостояния с мужчинами.

В этом вопросе мне интересна точка зрения моего сына. Он учится в одном из американских университетов, и часто во время каникул мы встречаемся с ним в разных странах. Так, в Международный женский день нам выпал случай наблюдать в европейских городах демонстрационные шествия. Сыну было интересно дойти до сути, он много общался с участницами события, задавая им вопросы о том, с какой целью они выступают, в чем их боль и с какими ограничениями женщины сталкиваются сегодня.

Девушка моего сына создала в США собственный проект, посвященный укреплению роли женщин в образовании и науке. Это говорит о том, что тема действительно актуальна, и не только в России.

К сожалению, в обществе до сих пор существуют стереотипы относительно того, что некоторые профессии и науки, в частности, связанные с точными расчетами и технологиями, больше подходят мужчинам. Нередко это рождает ограничения в сознании самих девушек. Думаю, чтобы сломать эти в корне неверные стереотипы, об этом нужно больше говорить – честно и открыто. И еще важно понимать, как происходит выбор профессии.

 04.jpg

Возможно, многие девушки даже не задумываются о том, что могут работать над программными кодами или стать инженерами. А на самом деле это очень интересно, и при желании они могли бы добиться больших успехов.

– То, что Вы делаете, по-настоящему восхищает! Что Вас вдохновляет?

– Я человек действия, которому не интересно просто мечтать, мне важно делать. И еще я человек-концепт – если я нахожу интересную идею, то энергия появляется сама собой.

Однажды я нашла для себя вечную идею и теперь могу точно сказать, что обеспечена мотивацией и смыслами на всю жизнь.

Важной частью моей деятельности является помощь другим людям – тем, кто хочет созидать, реализовывать идеи, но испытывает какие-либо трудности. Для этого у меня есть не только личный опыт в построении бизнеса, но и специальная квалификация. Я реализовала два успешных проекта, в рамках которых занималась бесплатным консультированием. Некоторые из участников не только добились значительных профессиональных результатов, но и стали партнерами моей компании.

Я счастлива, что могу помогать людям в их развитии. Большинство сотрудников «Юрайт» являются моими друзьями и соратниками.

Недавно мы проводили с коллегами неформальную встречу, и девушки-участницы признались, что я буквально заставила их вырасти в профессиональном плане. Дело в том, что сами они воспринимали себя как рядовых сотрудниц, способных лишь на незначительные поручения. Я же поставила перед ними задачу, требующую взаимодействия с ректорами и проректорами учебных заведений. Сначала они советовались между собой о том, как сообщить мне, что задание им не по силам. Однако спустя месяц они не просто справились, но и поверили в свои силы, осознав, что не хотят возвращаться к рутинной работе.

– Вы человек с невероятной энергией и потрясающим профессиональным опытом, поэтому невозможно Вас не спросить: какими правилами Вы руководствуетесь в жизни? И что бы Вы пожелали всем тем, кто будет читать наше интервью?

– Первое правило – делать в жизни то, чем ты искренне горишь. Второе – знать свои сильные стороны и развивать их. Третье – постоянно держать руку на пульсе, задавая самому себе вопросы, что важно для тебя сегодня и что будет, скорее всего, важно для тебя завтра.

Если то, что ты делаешь, имеет ценность для тебя и для окружающих, то нужно двигаться вперед, несмотря ни на что. Поддержка всегда приходит в пути, знания открываются тогда, когда задаешь вопросы. Лучшие и нужные люди находятся в тот момент, когда они очень нужны.

Всё обязательно получается, если делается от души. Это очень простой, но очень важный секрет любого успеха.

Ум всегда нужно сопрягать с сердцем. В сердце должна жить страсть – огонек, который нужно постоянно поддерживать и разжигать. И если ко всему этому добавить силу воли, то получится мощнейший заряд, позволяющий достичь самых больших результатов в любом деле. 

Автор фотографий Владимир Борзилов

Виктория Ежова,

информационное агентство Global Women Media


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2020 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2020 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG