Мария Васильева: где, как и чему учить детей
Мария Васильева: где, как и чему учить детей


Выбор школы – ответственный этап в жизни каждого ребенка и его родителей. Значительную часть своего времени дети проводят именно в учебном заведении, поэтому так важно, чтобы они попали в качественную и благоприятную для развития среду. Мария Васильева – специалист с впечатляющим опытом работы в сфере школьного образования. Эксперт знает о школах практически всё и готова делиться своими знаниями с родителями, инвесторами и предпринимателями, которым интересна эта сфера.
![]() |
Мария Васильева основатель консультационного сервиса «ПРОвыбор», эксперт в сфере школьного образования |
Все началось 13 лет назад, когда Мария решила оставить цветочный бизнес, созданный вместе с супругом, и пойти работать в школу. У нее не было специальной квалификации, но она хорошо знала английский язык и точно понимала, что хочет быть полезной именно в этой структуре. К счастью, директор школы с удовольствием согласился сотрудничать, предложив Марии начать с административной работы и параллельно получить педагогическое образование. Так Мария доросла до заместителя директора и квалифицированного учителя: 6 лет она преподавала английский язык, изучая школьную систему изнутри.
Позже Мария Васильева построила успешную карьеру в государственной системе образования, занималась оценкой его качества как заместитель директора большой школы, принимала участие в реализации проектов регионального и всероссийского уровней. В качестве эксперта специалист сотрудничала с Агентством стратегических инициатив, запуская «перезагрузку» образовательной системы в одном из моногородов. Еще одним особенно интересным для себя проектом Мария считает создание «Парка будущих поколений» в Якутске. Являясь ментором, вместе с командой других профессионалов она занималась формированием концепции пространства и взаимодействием с акселераторами, направленными на подготовку кадров для развития креативной индустрии.
Наработав серьезный опыт, Мария много думала о собственном деле. Ей хотелось сместить фокус внимания с системных проектов на помощь конкретным людям, тем, кто ценит осознанный выбор образовательной траектории для ребенка с учетом его возможностей. Толчком для этого послужила в том числе пандемия, повлекшая за собой локдаун и приостановку активной проектной деятельности. Тогда Мария создала собственный консультационный сервис, в котором есть аналитические данные обо всех лицензированных и аккредитованных школах города Москвы. Сегодня она помогает родителям не ошибиться в выборе школы, предпринимателям – реализовывать социальные проекты в области школьного образования, а также сотрудничает с теми лидерами и организациями, которые хотят и готовы менять эту сферу к лучшему.
– Мария, сегодня Вы также составляете рэнкинги в рамках проекта Forbes Education. Это можно сравнить с рейтинговыми списками?
– Forbes Education публикует актуальные материалы и экспертный контент по образовательной тематике, организует выставки и мероприятия с участием представителей лучших российских и зарубежных учебных заведений, авторитетных экспертов в сфере образования, лидеров мнений и признанных профессионалов. Однако долгое время проект объединял в большинстве своем людей, имеющих отношение к высшему образованию, среди них не было независимых специалистов, которые могли бы анализировать работу не вузов и колледжей, а школ. Именно этим направлением я и занялась вместе со своим коллегой.
Наша задача состояла в том, чтобы собрать актуальную информацию об учебных заведениях и на ее основе получить новые знания, а затем составить рэнкинг.
Рэнкинг можно сравнить с рейтинговым списком. Ключевое отличие в том, что в рэнкинге позиции оцениваются и ранжируются не по одному параметру, а по множеству показателей.
Как правило, форматируя данные статистики в какие-либо рейтинги, эксперты не производят сложных расчетов. Например, ранжируя школы по количеству отличников или учеников, получивших высшие баллы по ЕГЭ, они не учитывают, сколько всего человек сдавали экзамен. Однако этот показатель может многое сказать о качестве образования в конкретном учебном заведении: есть разница между 10 отличниками из сотни учащихся и теми же 10 отличниками из тысячи. Рэнкинг учитывает множество подобных критериев.
В России такая система в отношении учебных заведений используется впервые. Вместе с коллегой нам удалось создать методологию составления рэнкинга школ всего за пару месяцев, так как мы оба имели за плечами большой опыт аналитической и научной работы.
– Выбрать школу действительно очень непросто. Сегодня существует огромное количество частных и государственных учебных заведений. На что стоит ориентироваться при выборе?
– Критерии выбора очень различаются в зависимости от уровня образования. В обществе это принято называть начальными, средними и старшими классами. В целом я являюсь адептом школы ступеней: по моему мнению, учащиеся разного возраста должны находиться в разных образовательных пространствах. Так появляется возможность создавать максимально комфортную и благоприятную среду, ориентированную на возрастные особенности.
При выборе начальной школы стоит ценить спокойную обстановку и индивидуальный подход к ребенку. В этом случае «плюсом» считается небольшое количество учеников в классе. И, конечно, один из главных критериев выбора – образовательная программа. Важно понять, какие дисциплины, в каком объеме и по каким учебникам будет изучать ребенок. Например, во многих частных школах преподаватели чаще предпочитают российским учебникам по английскому языку учебники иностранных авторов. Это может быть особенно полезно, если родители считают, что в будущем их ребенку пригодятся углубленные знания по предмету.
Дети в младшем возрасте достаточно подвижны, им важна «разгрузка». Хорошо если в начальной школе существуют специально выделенные пространства для игр и любой активной деятельности.
Со средними школами дела пока обстоят не так хорошо, как хотелось бы. На мой взгляд, нам есть над чем поработать на этом уровне образования. Эффективной практикой является наличие тьюториала – методики построения индивидуальных программ обучения, предполагающей работу наставника не только с детьми, но и с их родителями.
В подростковом возрасте важно обратить внимание на индивидуальность ребенка, направить его на нужный путь. Для этого необходимо понять, что ему близко и интересно. Важную роль при этом играют не только перечень дисциплин, изучаемых в школе, но и оснащенность аудиторий, развитость инфраструктуры. Сегодня существуют потрясающие примеры учебных заведений, где учащиеся имеют возможность проводить опыты в лабораториях, заниматься сити-фермерством в теплицах, реализовывать творческие проекты в специальных креативных пространствах. Всё это способствует росту увлеченности подростков тем или иным видом деятельности, ребятам становится проще найти себя в будущем.
Около 3 лет назад мы проводили исследование, которое показало, что 80% из 150 учеников выбрали переход в 10-й класс, а не поступление в колледж, «по шаблону» – только потому, что не знали, в каком направлении им двигаться дальше.
Говоря о старшей школе, я бы обратила внимание на то, что подготовка к Единому государственному экзамену важна, но она не должна становиться единственной целью образовательного процесса. Как и в средних классах здесь нужна развитая инфраструктура, предоставляющая возможности для реализации потенциала учеников в разных областях.
Пять лет назад я вела в 10-х классах одной из школ проектную дисциплину, к которой учащиеся проявляли большой интерес. Школьники занимались не просто исследованиями и подготовкой докладов, а решением конкретных актуальных для них задач. Например, для кого-то проектом в рамках дисциплины становился поиск работы, для кого-то – адаптация семейного бюджета.
На мой взгляд, самым эффективным подходом является объединение стандартных качественных образовательных программ с мощной надстройкой в виде дополнительных дисциплин и факультативов.
– Важную роль в выстраивании учебного процесса играет педагог. Что бы Вы посоветовали частным или государственным школам при подборе кадров?
– Необходимо понимать, что школа не может и не должна учить педагога предметным и профессиональным знаниям. Это та база, которой человек должен владеть, приходя устраиваться на работу. Всё остальное вполне можно «дорастить».
Важно, чтобы у школы была четко сформированная политика, опирающаяся на конкретные принципы и ценности. И эту позицию необходимо обговаривать с педагогами. Нужно формировать у них правильное мышление, соответствующее концепции школы.
Сложнее всего изменить педагогическую позицию специалиста. Она бывает экспертная – основанная на строгом следовании тому, «как надо» и «как правильно», и поддерживающая – более экологичная и мягкая. Чаще всего руководителю проще сделать выбор: принять или не принять позицию педагога, поняв, соответствует ли она политике школы.
Вместе с моими коллегами мы придумываем специальные инструменты, позволяющие лучше понять педагогов. Это анкеты и кейсы, которые могут быть полезны не только директорам школ, но и родителям.
Педагоги играют очень важную роль в создании атмосферы в учебном заведении. По личному опыту и наблюдениям знаю, что те коллективы, в которых есть хотя бы 10–15% замотивированных, позитивно настроенных и активных педагогов, в целом показывают лучшие результаты. Это касается любой команды: когда люди видят искреннюю увлеченность и постоянный рост своих коллег, они не могут оставаться пассивными.
О значимости атмосферы в коллективе говорят и результаты исследований авторитетных экспертов в области образования. Статистика показывает, что качество учебного процесса заметно повышается в том случае, если педагоги активно взаимодействуют между собой, вступают в коллаборацию, обмениваются знаниями, наблюдениями и методиками.
В целом регулярная обратная связь и системность в организации работы – это, пожалуй, главные элементы в выстраивании качественной системы образования.
– У Вас огромный опыт и серьезные экспертные знания в области школьного образования. Задумывались ли Вы о том, чтобы открыть собственное учебное заведение?
– Я постоянно об этом думаю! Но в таком вопросе не стоит торопиться, очень важно найти надежных партнеров с правильными ценностями – тех, кто стремится создать действительно качественную среду, внести вклад в воспитание подрастающего поколения, а не только приобрести личную выгоду.
По моему наблюдению, лучшие образовательные пространства удается создавать в коллаборации государственных, частных структур и бизнеса. И мне бы хотелось, чтобы примеров таких эффективных взаимодействий становилось всё больше.
Виктория Ежова,
информационное агентство Global Women Media