Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

Татьяна Черниговская: цифровизация и человечность

Нейролингвист рассказала об особенностях жизни в цифровом мире
22 Апреля 2020
Татьяна Черниговская: цифровизация и человечность

Современный мир прозрачен, нестабилен и сверхдинамичен. Вместе с тем полным ходом идет автономное развитие цифрового пространства. И сегодня, в период всеобщей самоизоляции, это стало особенно заметно. О том, как человеку научить мозг работать в новых условиях,об образовании будущего и о том, как учеба влияет на качество мозга, рассказала известный нейролингвист Татьяна Черниговская.

Черниговская_T.jpg Татьяна Черниговская
заслуженный деятель высшего образования и заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент Российской академии образования, доктор биологических наук, доктор филологических наук, профессор кафедры общего языкознания, заведующая кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук, заведующая лабораторией когнитивных исследований Санкт-Петербургского государственного университета

Цифровизация стала важнейшим критерием вовлеченности отдельной страны или людей в жизнь человечества. Тот, кто не имеет доступа к Глобальной сети, практически не существует в современном мире: он может заниматься чем угодно, но не будет при этом являться участником общего дела, считает Татьяна Черниговская.

Еще одна тенденция – растущее недоверие к информации. Ее поток настолько велик, что люди пока не научились ориентироваться в том контенте, который поступает в их сознание со всех сторон. Именно поэтому они подвергают сомнению всю услышанную или прочитанную информацию. Или, что гораздо хуже, верят всему, что встретят на просторах интернета

Кроме того, стремительное развитие новых технологий стало толчком к наступлению «цивилизации праздности», на пороге которой сегодня стоит человечество. Со временем всё больше профессий подвергнутся автоматизации и роботизации. Татьяна Черниговская задается вопросом: готово ли к этому человечество? Что будут делать люди, которых заменят цифровые системы?

Черниговская_8.jpg

Цифровая реальность рождает новый вид человека. Татьяна Черниговская называет его Homo confusus, или «человек растерянный». Этот человек пока не осознал, насколько сложный и динамичный мир его окружает, и не понимает, как в нём жить.

Это тем более усугубилось в связи с глобальными социальными и биологическими катаклизмами нынешнего тревожного времени.

Сегодня в обществе распространен «синдром отложенной жизни». Многие люди, по словам Татьяны Черниговской, живут так, будто используют черновик, откладывая важные и ответственные решения и поступки на потом. Подобным образом они воспитывают и своих детей. Однако жизнь начинается не «потом» – она идет здесь и сейчас. Важно именно сегодня включить осознанность, чтобы понять, какова конечная цель каждой человеческой жизни.

«Как бы мы ни рассуждали о том, хорошо это или плохо, но то, что с нами происходит, – уже необратимый процесс. Поэтому нужно понять, как в этом мире жить и вообще есть ли у нас собственные планы или мы готовы уступить реальность цифровым разработкам», – подчеркивает Татьяна Черниговская.

Черниговская_2.jpg

Мир, который создал человеческий мозг

«Мы такие, какие есть. Вся наша цивилизация, со всеми достижениями и провалами, была создана благодаря нашему мозгу», – отмечает ученый.

Люди живут не только в объектном, материальном мире, но и в тех мирах, которые сами создают в своем сознании. Человек обладает способностью оперировать знаками: так появились разные языки, математические правила и формулы, музыкальные произведения.

«Наша нейронная сеть включает квадриллионы соединений. Если начать их считать на самом деле, то мы поймем, что в нашем языке даже нет слова, чтобы обозначить это число. Невозможно представить, насколько сложная и мощная система находится в человеческой черепной коробке».

В сообществе экспертов цифрового мира бытует мнение, что мозг – это компьютер, который обрабатывает информацию с помощью набора определенных алгоритмов. Некоторые ученые-технологи убеждены, что рано или поздно смогут воссоздать его устройство.

Черниговская_4.jpg

Татьяна Черниговская не разделяет эту позицию. По ее мнению, даже если сравнивать мозг с компьютером, то как минимум не с одним, а с несколькими разнотипными машинами. Какая-то часть мозга действительно может отвечать за точные расчеты и алгоритмы, но не менее важную роль играет интуиция, метафорическое мышление. Нейролингвист напомнила высказывание Альберта Эйнштейна: ученый утверждал, что научный вывод является лишь финалом логической работы, основная часть которой шла отнюдь не путем вычислений.

Главное, что сегодня важно понять, считает профессор Татьяна Черниговская, – что информация без людей не имеет никакой ценности. Всегда необходим человек, который смог бы ее интерпретировать.

«Одно и то же слово, одно и то же понятие, одна и та же сцена значат абсолютно разное в зависимости от того, кто говорит, кому говорит, что показывают, как образован этот человек, после чего это сказано, зачем это сказано», – отмечает эксперт. У человека, в отличие от компьютера, есть множественность путей решения одной и той же задачи, в том числе инсайты. Разные типы мышления, обусловленные кросс-культурными различиями, привычками, психофизиологическим типом, также неподвластны цифровым машинам.

Черниговская_3.jpg

Глупость и гениальность

Если наши нейронные сети состоят из такого числа соединений, которое невозможно пока даже сосчитать, то как мы можем определять, какой мозг умный, а какой – глупый? Отсюда же вытекает мысль об искусственном интеллекте: по замыслу ученых, он должен быть умным. А что это значит? Удастся ли нам создать гениальный искусственный интеллект? И по каким критериям его можно будет оценить, чтобы понять, каков он?

Почти все интеллектуальные тесты основаны на вычислениях и логических операциях, т.е. умным принято считать того, кто хорош в математике. «Простите за нескромность, но я вынуждена сказать: считаю я очень плохо, но это не мешает мне быть доктором наук», – возражает Татьяна Черниговская.

Непонятно также, сможет ли искусственный интеллект испытывать эмоции, ведь в цифровом мире нет боли и смерти, и это кардинально меняет всю картину. Компьютеры работают в измерениях, в которых живое не живет: они существуют в нанометрах и наносекундах.

Между тем наука уверенными шагами идет вперед, разрабатывая всё более мощные цифровые технологии. Не исключено, что в будущем за искусственным интеллектом будут стоять ответственные решения, влияющие на жизнь людей. Именно поэтому сегодня так важно осознанно подойти ко всему, что происходит в мире, и осознать, что для гармоничного существования необходимы не только ум, но и человечность, культура, образованность.

Черниговская_6.jpg

Способность жить в цифровом мире

Очевидно, что подготавливать человека к жизни в новом мире старыми способами бесполезно. Преподавателям недостаточно читать студентам или ученикам «сухие» лекции.

Татьяна Черниговская уверена: сегодня необходимо формировать у людей способность жить в цифровом мире и при этом сохранять и развивать человеческие качества, недоступные компьютеру.

По мнению эксперта, многое в жизни зависит от того, насколько хорошие отношения человеку удалось выстроить с его семьей, коллегами и обществом в целом. Этому обязательно нужно учить людей с малых лет. Важно, чтобы человек умел верифицировать информацию, был стрессоустойчивым, готовым к изменениям и постоянному развитию.

Черниговская_5.jpg

Образование будущего – это образование понимания, а не запоминания.

«Однажды меня позвали на сессию, которая называлась “Новая архитектура образования”. Я думала, что архитектура – это что-то метафорическое. Но оказалось, чтоэто понятие имело и прямое значение. Например, в Финляндии массово перестраивают здания школ. Архитекторы отказываются от стандартных типов аудиторий в пользу ярких и креативных и трансформируемых пространств. Дети не только сидят за партами, но и имеют возможность лежать, ходить и бегать на занятиях. Их учит то один педагог, то другой. Условия всё время меняются, чтобы школьники развивали в себе мобильность, готовность к изменениям», – рассказывает Татьяна Черниговская.

Современному человеку крайне важно тренировать свой мозг, который должен находиться в напряжении, чтобы оставаться в форме.

«Если мы ляжем на диван и будем там лежать полгода, то мы не сможем встать. То же самое и с мозгом: он должен тяжело работать. Тяжело – ключевое слово. Мозгу обязательно должно быть трудно. Прочитайте книгу, которая для вас сложна, посмотрите фильм, который для вас непонятен, или спектакль, где неясно, что хотел сказать режиссер. Чтобы разобраться, вы будете думать, читать критику, искать информацию. Мозг будет занят работой, он будет развиваться. Не нужно искать трюки, которые улучшают мозг, – их нет. Эти трюки – сама жизнь», – отмечает Татьяна Черниговская.

Черниговская_1.jpg

Вынужденная самоизоляция – повод для развития

Сегодня в жизни многих людей произошел «сбой алгоритма». Они привыкли, что большую часть их дня составляет рутина: один и тот же распорядок дня, путь на работу и домой. И, конечно, разные люди по-разному отреагировали на необходимость ограничить социальные контакты, изменить привычный ритм жизни.

«Но вообще-то нам всем есть о чем подумать, сидя дома. Пришло время остановиться и спросить себя: а что вообще происходит? Какова наша система ценностей? Так ли полезно и нужно всё то, что мы покупаем, смотрим, а главное – делаем?» – рассуждает Татьяна Черниговская.

Появившееся свободное время в период вынужденной самоизоляции можно и нужно использовать для собственного развития. Вместе с коллегами при поддержке Санкт-Петербургского государственного университета Татьяна Владимировна Черниговская подготовила и разместила на сайте образовательной платформы Coursera новый онлайн-курс Neurolinguistics. Программа рассчитана на людей разных возрастных групп и профессий – на всех, кому интересна проблема соотношения мозга и языка. В числе преподавателей, принявших участие в подготовке программы, – ученые из России, Норвегии, США, Финляндии.

Программа курса бесплатная, для участия необходимо зарегистрироваться на сайте образовательной платформы Coursera.

Информационное агентство «GlobalWomenMedia» благодарит Татьяну Владимировну Черниговскую за предоставленную информацию.

Виктория Ежова, информационное агентство

«GlobalWomenMedia»


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

Summer Peace Summit
Global Women
for Global Growth
© 1996-2020 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
Summer Peace Summit
© 1996-2020 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG