English

Ирина Чмырёва: «Фотографы – те же художники»

О том, как работать с молодыми авторами

Информационное агентство «Евразийское женское сообщество»    22 Апреля 2019
Ирина Чмырёва: «Фотографы – те же художники»

Фестиваль современного искусства DOCA – масштабное событие весны, в нем принимают участие именитые и начинающие художники со всей России и из других стран мира. На выставке представлены живопись, скульптура, графика, инсталляция, фотография, проходят перформансы, мастер-классы и лекции. Куратором фотографических проектов фестиваля стала Ирина Чмырёва. Куратор международных выставок фотографии и современного искусства, сегодня она является наставником для многих начинающих фотохудожников в ИГУМО.

Чмырева_T.jpg Ирина Чмырёва
кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, доцент кафедры фотографии ИГУМО, куратор фотографических проектов DOCA-2019

В этом году у DOCA два направления: исследование темы эмоций и посвящения Казимиру Малевичу, которому в этом году исполнилось бы 140 лет. Среди посвящений автору «Черного квадрата» есть работы совсем молодых художников и исторический раздел, где представлены произведения классиков современного искусства. В их числе – художники Валера и Наташа Черкашины, работающие с фотографией на протяжении 40 лет. В 1992 г. они создали «Супрематическую спальню», организовав пространство таким образом, чтобы каждый посетитель мог попасть в поле действия супрематического «конденсатора». «На DOCA-2019 этот знаменитый проект представлен в виде архивной фотографии, но мы увеличили его так, что снимок заполнил зал от пола до потолка, и зрители снова благодаря современным технологиям фотопечати могут почувствовать масштаб и попасть внутрь произведения, показанного 30 лет назад», – рассказывает Ирина Чмырёва.

Среди участников DOCA – педагоги ИГУМО, фотографы, художники, которые, как и Ирина, являются наставниками и примером для студентов.

Чмырева_2.jpg

Они смогли удивить и вдохновить не только своих учеников, но и всех гостей фестиваля. Например, работа Андрея Акимова «Древности. Трогать можно» представляет собой первые образцы новой трехмерной печати фотографии. Автор изобразил на снимках музейные экспонаты и предложил зрителю не только посмотреть, но и потрогать их. В рамках проекта «Геометрия повседневного» известный российский фотограф-художник и заведующий кафедрой фотографии ИГУМО Владимир Гущин представил новые абстракции. Он показал, что съемки обыкновенных предметов быта, книг, листов бумаги, карандашей и сувенирных значков на нейтральном фоне освобождают их от диктата функции формы и представляют цвет и линию в их первозданности. 

Наравне с работами именитых авторов на выставке представлены проекты молодых фотографов – студентов разных курсов факультета фотографии, наставником и учителем которых является Ирина Чмырёва.

«В каждом из проектов видны яркая личность, неординарный подход, но интерес вызывает не стремление авторов выделиться, быть непохожими на других, а внимательное отношение к выбранной теме и неожиданное ее решение», – делится куратор.

Чмырева_3.jpg

Рассуждая о человеческих эмоциях, Анастасия Хмелевская, студентка факультета фотографии ИГУМО и автор одного из выставочных проектов, сказала, что люди часто скрывают свои подлинные чувства, стараясь казаться счастливыми. Она сделала серию постановочных фотографий, на которых героиня улыбается, изображая «счастье», в самых неподходящих ситуациях. Автор показала, насколько нелепо это может выглядеть.

Фотограф уверена: если человек постоянно будет испытывать или симулировать состояние счастья, то перестанет ощущать его ценность.

В рамках своих проектов студенты используют различные подходы. Например, Диана Фурманова провела аналитическое исследование фотографий, связанное с темой эмоций. Она проанализировала снимки лиц спортсменов во время состязаний и пришла к выводу, что только дети-спортсмены подлинно, всем существом погружаются в них, а взрослые атлеты не забывают «работать на публику». Эрик Депелян, студент 3-го курса, представил монументальные черно-белые портреты людей, попавших в сложные жизненные ситуации, назвав свою серию «Выжившие». Автор показал, как пережитое отражается на их лицах. Так результаты фотожурналистской практики превратились в самостоятельный творческий проект.

Чмырева_4.jpg

Фотографические работы студентов были выполнены в самых разных форматах, в том числе в виде инсталляций.

Многие из молодых авторов проявили большой интерес к рекламной и fashion-фотографии. При этом для них важно не просто представить красивый образ на своих снимках, а показать зрителям, как фотография способна повлиять на восприятие человека, изменить его отношение к тем или иным вещам.

Для Ирины Чмырёвой как наставника важно находить индивидуальный подход к каждому из молодых фотографов. Она не просто передает свой опыт студентам – она уверена, что на факультете фотографии ИГУМО учатся настоящие художники, к которым нужен особый подход.

Чмырева_5.jpg

В первую очередь Ирина стремится понять их, узнать, чем они увлечены, что любят, чем вдохновляются, какой стиль жизни им близок. Это помогает максимально раскрыть личность молодого автора.

«В фотографии существует большое количество направлений. Важно, чтобы каждый нашел свой путь. Уникальность нашего факультета в том, что мы даем студентам возможность попробовать себя в разных стилях. Это позволяет ребятам понять, где и как они могут раскрыть свой потенциал», – объяснила Ирина.

Чмырева_6.jpg Чмырева_7.jpg Чмырева_8.jpg Чмырева_9.jpg
Чмырева_6.jpg Чмырева_7.jpg Чмырева_8.jpg Чмырева_9.jpg

Уже в процессе обучения студенты понимают, какие направления им интересны, начинают вырабатывать свой авторский стиль. Примером служат те многогранные проекты, которые были показаны в этом году на фестивале.

«Первое впечатление: все работы и авторы очень разные, однако они объединены общими ценностями и на самом деле связаны между собой. Это как сеть, возникающая из отдельных ячеек, но только ее полнота и дает нам представление о масштабности и разнообразии нашего мира. Работы и фотографов, и художников находятся между собой в диалоге, а не в противостоянии», – комментирует Ирина.

Так происходит и в мире. Зачастую люди могут не понимать, что объединены одной миссией, но рано или поздно они находят точки соприкосновения, которые позволяют им начать действовать сообща. Искусство – среда, которая стирает границы между людьми и способствует построению диалога. 

Мы открыты к диалогу в социальных сетях. Вы можете поделиться своими идеями и предложениями для новых публикаций.

Анна Репина, информационное агентство «Евразийское женское сообщество»



ВСЕ НОВОСТИ ЭТОЙ РУБРИКИ


АРХИВ НОВОСТЕЙ